Только настоящий шедевр может препарировать действительность с той безжалостностью, которой она достойна. Посмотрите «Левиафан» и поставьте себе диагноз! Что зацепит вас в картине, в этом и есть ваша главная проблема на сегодняшний день.
Вы увидели противостояние Государства и Человека - значит ваша болезнь либерализм и борьба с властью. Вы слишком много времени уделяете противостоянию и в этом видите смысл своей жизни. [Не смешна ли цель?]
Вы убеждены, что «Левиафан» порочит православную церковь - значит, ваш фанатизм ничем не отличается от мусульманского фундаментализма - непримиримого, слепого, агрессивного. [А это действительно страшно.]
Вам не хватает драматургии и объяснений в сюжете - ваша «болезнь» власть рацио, которая и мешает выйти на другой уровень восприятия. Вы слишком плотно стоите на земле и материальное для вас очень важный критерий.
Вам кажется, что фильм про безысходность - значит, вы недовольны собственной жизнью, и ваша душа в ужасе от отражения в зеркале фильма Звягинцева. Все очень просто. Нас цепляет только то, что имеет отношение к нам самим, поскольку именно так реагирует наша душа, которая все о нас знает! Таков закон «жанра». И стоит всерьез задуматься, что именно вызывает ваш гнев, негодование во время просмотра фильма - это и есть ваша главная проблема на сегодня, ваш основной диагноз. Конечно, можно еще посопротивляться, поспорить с этой идеей, но правда о себе нужна в первую очередь вам, не мне, и не Звягинцеву. Автор еще сам до конца не осознал, как глубоко вошел его киноскальпель. Но рана вскрыта, и теперь с ней нужно что-то делать, а иначе смерть. Духовная, а следом и физическая.
И героев фильма, и тех, кто негодует от его просмотра, объединяет одно и тоже свойство - отсутствие внутреннего стержня. Это легко доказуемо: мы ищем виноватого! Одни не могут быть счастливы, потому что живут не в той стране и не при том правителе, другие несчастны, потому что их окружают не те люди, а третьим помешали планы чиновников, решивших построить храм на месте их чудесного дома. Мы либо жертвы обстоятельств, либо жертвы чужой воли. Но мы жертвы, которые по-старинке ждут спасителя в виде Божественного вмешательства, столичного адвоката, закона... да чего угодно, лишь бы кто-то, а не мы сами, пришел и вытащил нас из того ужаса, в котором мы оказались.
И в фильме Звягинцева только один герой - личность цельная, особая, что порой кажется, что фильм на самом деле о нем. Этой персоной является... архимандрит! Вот кто глыба, вот кто сознает свою миссию и потому выживет в любые времена и в любых условиях. Ему все равно, кто сейчас у руля страны, города, или поселка. Он все равно переиграет этих бесхребетных людишек, чей удел сражаться за свои дома, должности, деньги. Они - лица заменяемые, временщики, которые не понимают кто они есть, в чем смысл их бытия, поскольку все живут сиюминутными эмоциями, желаниями, страстями. Их правда - сплошная ложь самим себе, самообман, и лишь священник знает ради чего он поставлен над всеми ними и в этом его сила, которая меняет реальность. Не ради внешнего храма рушатся судьбы, а ради его внутреннего храма, ощущения архимандритом своей самости меняется реальность.
И пока каждый из нас не поймет смысл собственного существования, пока каждый не возьмет ответственность за свою жизнь на себя самого, мы так и будем пешками в чужих играх. Это и призывает понять Звягинцев. Это и прошу понять вас я! Истинная свобода начинается с самого себя. А по-настоящему свободному человеку все равно где жить, в каких условиях и при каком правителе.
Денис Захаров